Виртуальный дискуссионный клуб «Мысль» – партнер BaltNews.lv – на своей площадке в социальной сети «фейсбук» пригласил к беседе Самвела Кочои, председателя общероссийской общественной организации “Езидский конгресс”. Авторитетный эксперт ответил на вопросы о “народе, перешагнувшем через века”.
Доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), академик РАЕН Самвел Кочои отвечает на вопросы клуба “Мысль” по теме «Езиды, народ перешагнувший через века».
Арам Аствацатуров: Здравствуйте Самвел Мамадович! Благодарю за принятое приглашение. Мало кто из нашей аудитории знает об езидах и надеюсь, что Ваши ответы позволят узнать больше об езидах, об истории езидов, о культуре и езидизме, о достижениях и проблемах езидского народа. Уважаемый Самвел Мамадович, есть ли точные данные о численности езидов? В каких странах и сколько их проживает?
С. М. Кочои: Здравствуйте, Арам! Хочу поблагодарить Вас и Виртуальный Дискуссионный Клуб в целом за предложение дать интервью. Ну и отвечая на Ваш вопрос скажу, что точных данных о численности езидов нет. Но мы исходим из следующих примерных цифр: Ирак — 800 тысяч (до 03/08/2014), Армения — 40 тысяч, Грузия — 20 тысяч, Россия — 100 тысяч, ФРГ — 130-150 тысяч. В целом, около 1 200 000. Возможно, до 1 500 000. Максимум. Да, еще Сирия — 10 тысяч, где в основном езиды проживают в районах Африна и Камышлы.
Карен Агабекян: Здравствуйте уважаемый Самвел Мамадович! Вы считаете, что езиды это курды и какие взаимоотношения между курдами-езидами и курдами мусульманами на постсоветском пространстве?
С. М. Кочои: Здравствуйте, уважаемый Карен! Тема очень сложная, древняя и одновременно актуальная.. Я не считаю, что езидов безоговорочно можно относить к курдам. Есть серьезные отличия. Скорее всего, курдов надо считать (исламизированными) езидами. Вообще, все, что написано в Интернете о езидах, все, что пишут СМИ о них — сплошная чушь и недоразумение.
Все это результат деятельности советских курдоведов, в том числе этнических езидов, которые по заказу КПСС доказывали, что езидов нет, а есть курды. Почему? Мечта была такая у большевиков — сделать из миллионов курдов Турции, Ирака и Ирана своих единомышленников-революционеров. И почти удалось, компартии Сирии и Ирака возглавляли курды, Мустафа Барзани был переброшен агентами КГБ в Ирак для “антиимпериалистической борьбы”, потом появление в Турции РПК и т. д. Но надо было этим миллионам показать еще и успехи “советских курдов” в науке, культуре, спорте и т. д.
На эту роль были выбраны армянские езиды (не азербайджанские же курды, ассимилированные при советской власти!). Так езиды стали курдами-езидами, а их язык — курдским.. Но ни смотря на все отношения с мусульманами, в том числе с курдами, на постсоветском пространстве поддерживаем, однако они крайне болезненно реагируют на заявления о том, что езиды обладают признаками самостоятельного этноса. Считают, что тем самым езиды подрывают “курдское единство”.
Вячеслав Кривошеев: Здравствуйте Самвел Мамадович! По Вашему опыту, конгрессы народов России реально выступают как инструмент обособления или объединения народов? Почему не слышно об общем органе всех конгрессов, некоей их объединяющей ассамблее? На сколько объединены езиды мира и как в этом участвует Ваш Конгресс?
С. М. Кочои: Здравствуйте, уважаемый Вячеслав! Насколько мне известно, есть Ассамблея народов России. Хочется надеется, что мы объединяем, а не разъединяем народы России. Что касается езидов мира, к сожалению, они испытывают глубокий раскол. Причина — активная деятельность в их среде курдских партий.
Арам Аствацатуров: Самвел Мамадович, езиды один из немногих народов имеющих кастовое разделение. Каково Ваше отношение к этой системе разделения народа? Каковы тенденции в этой системе?
С. М. Кочои: Речь идет о трех кастах: шейхах, пирах и мюридах (каста шейхов появилась только с реформой религии езидов Шейхом Ади в 12 веке). Первые две касты образуют духовное сословие, а третья — светское. Из трех наиболее тяжких для любого езида грехов два касаются как раз каст: нельзя вступать в брак представителям светского и духовных сословий, ну и мюрид не должен поднимать руку на представителей духовного сословия (первых двух каст). Мое (мюрида) отношение к этой системе нормальное. Каких-либо особых привилегий какая-либо каста перед другой не имеет, никакой дискриминации…
Я не замечал, чтобы кастовая разделяла народ (в Индии, например, она тоже сохранилась, и политики ее используют как раз для укрепления единства народа). Тенденций новых здесь нет. Все так же, как было всегда. Езиды сторонники сохранения традиций.
Вячеслав Смирнов: Самвел Мамадович, как вы думаете, признанная мировым сообществом единая курдская государственность реальна в ближайшее десятилетие? Или все ограничится тремя автономиями? Отличается в этом вопросе позиция курдов-мусульман и курдов-езидов?
С. М. Кочои: Понятно, что рано или поздно курды создадут государство. У езидов опасение вызывает другое — возможность создания курдами исламского государства с признанием шариата основным источником законодательства, с признанием ислама государственной религией и. д. Уже сейчас в Курдистане больше строят мечетей, нежели больниц и школ…
Айк Халатян: Самвел Мамадович, какова позиция международного сообщества, в частности РФ, по геноциду езидов в Ираке? Можно ли ожидать его официального признания?
С. М. Кочои: В июне 2016 года Независимая специальная комиссия ООН “По расследованию преступлений в Сирии” признала преступления ИГ против езидов геноцидом. Она обратилась с призывом к государствам мира признать и осудить геноцид езидов. Кроме того, Комиссия обратилась в СБ ООН создать спецтрибунал по этому делу или передать его в МУС ООН.
Геноцид езидов пока что признали только США, Франция, Великобритания, парламент Шотландии, ПАСЕ. Ждем признания со стороны ФРГ, вопрос обсуждается в парламенте Армении… Я обращался от имени “Езидского конгресса” в Госдуму РФ — ответили только из СР… Но результат — ноль. Я не понимаю, как можно бороться с ИГ, не признавая и не осуждая его преступления?
Арам Аствацатуров: Уважаемый Самвел Мамадович, для любого народа самая главная угроза это процесс ассимиляции и внедрение мультикультурализма. Как езидская диаспора преодолевает эти проблемы? Как эти процессы проходят в Ираке, Армении, России, Грузии, Сирии и Европе?
С. М. Кочои: Езидам комфортно только в христианских государствах; Армении, Грузии, России, Германии.. В этих странах никто не заставляет езидов отказываться от своей религии или своей национальной идентичности. К сожалению, иная ситуация в Ираке, включая Курдистан. Делается все, чтобы езиды отказывались от своей религии, приняли ислам, применяя при этом насилие, подкуп, дискриминацию.
Численность езидов катастрофическими темпами сокращается в Ираке, Сирии, а в Турции езидов осталось всего 200 человек! Правда, нельзя сказать, что не возникает проблем в христианских государствах. Прежде всего, это повальное увлечение идеями Свидетелей Иеговы,особенно бурно это происходило на рубеже 80-90-х годов прошлого столетия езидами в Армении и России. Причин для этого было и есть много.
Александр Гулян: Здравствуйте Самвел Мамадович. Так сложилось, что армяне и езиды во многом имеют общую историю гонений в Турции. Мы вместе пережили геноцид 1915 года. Армения приютила беженцев с Западной Армении, как армян, так и езидов. Сейчас в Армении строится большой езидский храм. Мы практически не разделяем братский езидский народ с армянами. Каково ваше отношение к Азизу Тамояну? Многие критикуют его. Особенно курды,в плане того, что Тамоян считает езидов отдельным народом, отдельным от курдов. И насколько я осведомлен, в Ираке и Сирии не такие уж безоблачные отношения между курдами и езидами. Я даже слышал обвинения в адрес курдов, что они способствовали геноциду езидов в Шингале.
С. М. Кочои: Здравствуйте, Александр! Да, езидов и армян связывает трагическая судьба. Мы очень ценим не просто дружеские, а братские отношения с армянами. Кстати, одной из причин увлечения езидами Армении идеологией Свидетелей Иеговы в конце 80-х годов прошлого столетия мы считаем отсутствие у езидов своего храма.
Глубоко символично, что ВПЕРВЫЕ в мире езидский храм за пределами Ирака был построен именно в Армении. Затем был построен храм в Тбилиси. Сейчас в Армении строится самый большой в мире езидский храм — он больше, чем главный наш храм “Святой Лалыш” в Ираке.
Что касается Тамояна. То, что он одним из первых начал движение за признание прав езидов в бывшем СССР — это факт.
По поводу отношений езидов и курдов в Ираке, могу сказать, что они не самые лучшие. Главная причина — претензии курдов на езидский округ Шангал. Он не входит в состав автономного Иракского Курдистана, но его президент Барзани любой ценой хочет получить и этот округ, который в настоящее время является частью провинции Найнава (столица- Мосул).
Шангал, как и Киркук и ряд других территорий Ирака, является “спорной” территорией, на которую претендуют и Эрбиль, и Багдад. С целью включения Шангала в состав Курдистана Барзани намерен провести референдум в Шангале, исход которого в условиях продолжающейся войны с ИГ и бегства из Шангала 400 тысяч езидов будет очевидным. Поэтому “Езидский конгресс” против такого референдума.
Александр Гулян: Скажите пожалуйста, уважаемый Самвел Мамадович, каково взаимодействие езидских, армянских и ассирийских общин в Сирии и Ираке? Такое ощущение, что каждый сам за себя, а если бы объединить эти силы, то можно было бы достичь очень многого, вплоть до автономной области.
С. М. Кочои: Согласен с Вами Александр. Есть только взаимные симпатии, общая судьба и страх за будущее. Вместе с тем, должен заметить, что на разных площадках все — таки обсуждается возможность создания отдельной провинции для христиан и езидов Ирака. Реализация такого проекта, при наличии международных гарантий безопасности для такой территории, была бы идеальным вариантом…
Андрей Иванов: Самвел Мамадович, расскажите об истории происхождения езидского языка. Как менялась письменность?
Какие языки имеют наиболее сильное влияние на развитие языка? В каком государстве лучшие условия для сохранения языковых традиций езидов?
С.М. Кочои: Езиды свой язык называют “эздики”. Письменность своя была, но, к сожалению, все литературные источники, в том числе священные книги, уничтожены во время захвата региона арабами и исламизации его населения. На езидский язык сильное влияние оказали арабский и персидский. В наше время на язык езидов влияют языки народов-соседей езидов (армян, грузин).
Максимальные условия для его развития созданы в Армении: там он преподается в школах. В науке утверждают, что это — курдский язык. Но надо иметь ввиду, что курды в основе своей (в первую очередь, курды Турции и Сирии) — это бывшие езиды. Поэтому спорно утверждать, что езиды разговаривают на “курдском языке”.
Арам Аствацатуров: Уважаемый Самвел Мамадович, можно ли считать, что езиды перестают быть езидами когда переходят в другие конфессии? Бывают ли случаи перехода в езидизм представителей других вероучений и как это принимается езидами?
С. М. Кочои: Религия езидов обладает следующими отличительными чертами: она не миссионерская, она монотеистическая и она национальная. То есть, езидами рождаются, но не становятся. Как у евреев — совпадение этнического и конфессионального начал. И в случае перехода в другие конфессии, да, они перестают быть езидами.