Научный центр «Езидского конгресса»: первые итоги деятельности
Сегодняшний собеседник редакции сайта – аспирант одного из московских университетов Дмитрий Берг, который недавно был назначен научным секретарем Центра изучения истории и культуры народа езидов (или кратко – Научного центра) Общероссийской общественной организации «Езидский конгресс».
Первый вопрос касается итогов деятельности Научного центра за полгода его фактического существования. Что сделано за этот период? Имеются в виду не только статьи и выступления его сотрудников, но и те конкретные выводы и рекомендации, к которым их авторы пришли. Например, какова позиция Центра по вопросу о езидах, кто они – религиозная или этническая группа, как называется их язык – курманджи или езидский?
Прежде всего, все сотрудники Научного центра исходят из того, что имеется достаточно оснований для вывода о том, что езиды – не только отдельная религиозная, но и самостоятельная этническая группа. Об этом за последние месяцы заявляли кандидат исторических наук Ольга Воркунова (на международных конференциях в Париже и Торонто) и кандидат философских наук, руководитель Научного центра Виктор Надеин-Раевский (на «круглых столах» в Москве и Берлине). Еще один сотрудник – кандидат философских наук Алексей Василенко подготовил статью о езидах по материалам книги Мишеля Февра, монаха ордена капуцинов, путешественника и миссионера. Интересно, что этот монах в 1682 году выпустил в Париже книгу под длинным названием «Зрелище Турции, в котором видны самые замечательные вещи, происходящие сейчас там и касающиеся нравов, управления, обычаев и религии турок и тринадцати других наций, населяющих Оттоманскую империю». Так вот, к одной из «тринадцати наций» Февр относил езидов. Стоит отметить и то, как он отзывался об этой нации: «Езиды насчитывают около 200 тысяч душ в Турции и Персии… Это крепкие, неутомимые люди, которые довольствуются малым…Они довольно красивые мужчины, очень белые и хорошо сложены. И хотя они живут только в деревне, больше похожи на солдат, чем на крестьян, думаю, что это у них из-за того, что они испытывают большие гонения, что заставляет их быть всегда начеку, защищая себя».
Ну и, конечно, нельзя не сказать о статьях профессора, академика С. М. Кочои, которые, хотя в целом посвящены преступлениям исламистов в отношении езидов, содержат интересные выводы о языке и идентичности езидов. Кстати, о езидах как отдельной этнической группе (народе), ставшей жертвой геноцида, писали в своих диссертациях и его аспиранты: Х. Хунар (Ирак), Ф. Велиев (Азербайджан) и М. Сипки (Россия).
Сам же Кочои С. М., комментируя, в частности, претензии тех, кто считает, что нет такого народа как езиды и такого языка как езидский, напоминает об аналогиях в современном мире. Например, долгое время в науке считалось, что хорваты, сербы, черногорцы и боснийцы говорят на одном языке – сербскохорватском, однако теперь, после распада Югославии, утверждают о наличии у них разных языков: сербского, хорватского, боснийского и даже черногорского. То есть, речь можно вести фактически об одном языке, но под разными названиями. Другой пример. Итальянцы считают, что язык сардинцев – итальянский (один из его диалектов), тогда как сами сардинцы считают свой язык (сардинский) отдельным языком. Имеются примеры и другого рода. Например, Франция не считает корсиканцев отдельным народом (в 1991 году Конституционный совет Франции запретил даже формулировку «корсиканский народ — составная часть французского народа»), однако несмотря на это, корсиканцы продолжают верить, что они не французы, а отдельный народ.
В Интернете имеется информация о том, что некая автономная некоммерческая организация «благодаря содействию Института востоковедения Российской академии наук» учредила в Москве «Научно-исследовательский институт езидской истории и религии». Что можете сказать об этой организации?
Ничего определенного об этой организации не могу сказать. Правда, на сайте этой организации бросается в глаза вот такая забавная информации о себе самой: «Сегодня это успешная, динамично развивающаяся научно-исследовательская организация, имеющая аккредитацию во многих образовательных организаций мира». Вот так! Ни больше и ни меньше! По-моему, в этой организации сами не представляют, что означает «аккредитация в образовательных организациях мира».
Что касается заявления этой организации о том, что она, дескать, «ведет научно-исследовательскую работу по истории и религии езидов», то и здесь возникают сомнения. Например, на сайте этой организации можно увидеть материалы вот с такими заголовками: «Курсы курдского языка в Москве»; «Круглый стол “Иракский Курдистан: итоги референдума о независимости”»; «В ДК “Трехгорка” состоится круглый стол “Курдский вопрос на Ближнем Востоке”»; «В Петербурге прошло мероприятие в поддержку референдума о независимости Иракского Курдистана»… Спрашивается, где здесь «история и религия езидов»?
В заключении хотел бы сказать, что в годы советской власти не было ни одной научной работы о езидах. Задача сотрудников Научного центра «Езидского конгресса» – вернуть это слово в науку, заложить фундамент нового ее направления – езидоведения.