Третья годовщина учреждения «Езидского конгресса»

 

В конце сентября исполнилось ровно три года со дня регистрации Министерством юстиции России Общероссийской общественной организации «Езидский конгресс». Предлагаем приуроченное к этому событию интервью с председателем «Езидского конгресса», профессором Самвелом Кочои. 

 

Три года тому назад был учрежден «Езидский конгресс». За столь короткое время сделано немало, однако в текущем году, по моим наблюдениям, центр тяжести в деятельности Конгресса переместился в сферу международной политики…

            Действительно, у нас состоялась новая встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом Ирака в России, и впервые состоялась встреча с Послом Сирийской Арабской Республики в России. Также в начале сентября председатель «Езидского конгресса» был приглашен на торжественный прием в честь 75-летия установления дипломатических отношений между Ираком и Россией. Наконец, в конце сентября по инициативе Конгресса на территории Езидского храмового комплекса в Акналиче (Республика Армения) состоялась первая международная встреча представителей езидских общественных и политических организаций, в которой приняли участие езиды США, ФРГ, РФ, РА, Франции и Ирака, по вопросу о координации их деятельности и сотрудничеству …

В чем главная цель встреч с дипломатическим корпусом и планируются ли встречи с представителями  федеральной власти?

            Главная цель встреч с дипломатическим корпусом – это ознакомление с деятельностью «Езидского конгресса» и обсуждение положения езидов в зарубежных странах. Например, на последней нашей встрече, которая состоялась с Чрезвычайным и Полномочным Послом Сирии в России, мы попросили сирийские власти взять под защиту езидское гражданское население приграничных с Турцией районов и допустить их представителей к работе Конституционного комитета.

Что касается федеральной власти, то мы с ней контактируем, хотя должен признать, что, к сожалению, у нее слабо развиты каналы обратной связи. С посольствами иностранных государств мы даже быстрее выходим на контакты, чем с родной властью. Например, больше года ждем обещанной новой встречи с представителями Администрации Президента РФ. Вместе с тем в наших планах проведение ряда встреч в комитетах Государственной Думы Федерального Собрания РФ…

Вы упомянули открытие храма в Акналиче. В этом году, пожалуй, эта самое важное событие не только для Конгресса, но и езидов всего мира…

Безусловно, открытие 29 сентября крупнейшего в мире езидского храма стало событием исторической важности. Строительство храмов, присутствие на их открытии десятков тысяч езидов со всего мира являются факторами, объединяющими народ. Это уникальный шанс для езидов сохранить свою религию, и этот шанс народу дает господин Мирза Слоян – инициатор создания «Езидского конгресса» и один из его учредителей.

На открытии храма, как и на совещании, о котором Вы говорили, были замечены лица, активно сотрудничающие с курдскими партиями и властями Курдского автономного района Ирака. С другой стороны, на этих мероприятиях отсутствовал ряд известных деятелей езидского движения…

            Насколько мне известно, никого, за редким исключением, лично не приглашали в Акналич. Открытие храма планировалось сделать общенациональным праздником, поэтому его могли посетить все, кто этого хотел. Почему на нем оказались люди, отрицающие езидскую национальную идентичность, или считающие нашу религию «древней религией» другого народа – лучше спросите их. Может, они уже так не считают? Кто их знает? На открытии храма была и группа российских бизнесменов, которая три года назад обещала помогать в финансировании деятельности Lalish TV и «Езидского конгресса», однако слова своего не сдержала. Какие у них были мотивы присутствовать на торжествах, тоже не могу сказать…

Что касается совещания, честно говоря, я не ожидал слишком большого интереса к моей инициативе о его проведении. Я даже думал, что само совещание продлится не более получаса. Однако, как выяснилось, вопрос объединения усилий езидских организаций, координации их деятельности является необычно актуальным и важным. Мурад Исмаил привел на это совещание большую делегацию из Ирака, в составе которой были не только, кстати, Карим Сулейман и члены семьи Мира Хазема Тахсина, но и представители езидов Шангала. Бескомпромиссная позиция последних, признаюсь, оказала на меня сильное впечатление: в своих выступлениях они резко отвергли претензии эрбильских властей на Шангал, как и в целом политику курдизации и исламизации езидских районов Ирака. Именно езиды Шангала и подошли ко мне после совещания с предложением возглавить международный союз езидских организаций на тех принципах, которые мной публично были озвучены в моем выступлении на открытии храма:   народ – езиды, язык – езидский, религия – Шарфадин.

В настоящий момент, по договоренности с участниками совещания, «Езидский конгресс» готовит проект устава международного союза (конфедерации), в состав которой предлагается включить руководителей езидских организаций разных государств. При этом, во-первых, эти организации должны быть официально зарегистрированы в своих странах, во-вторых, они должны представлять езидскую общину страны в целом, например, Германии, Армении, Грузии и т. д., а не отдельных ее частей, например, какого-нибудь субъекта Российской Федерации.   Я бы не хотел более детально рассказывать о проекте устава, но в случае его принятия езидскими организациями, обязательно вернемся к этой теме и я расскажу о принципах и идеях, предлагаемых нами в качестве основы создания и функционирования союза (конфедерации).

Последний вопрос касается Вашего недавнего заявления о том, что Вы хотите покинуть пост Председателя Конгресса. Можете что-либо по этому вопросу сказать?

Одной из причин такого заявления я называл отсутствие у меня свободного времени. Я в Конгрессе не потому, что мне нечем заниматься. У меня есть работа, за которую государство мне платит зарплату. Эта работа является для меня не просто приоритетной, а единственной.

После моего заявления многие люди говорили со мной, в том числе Мирза Чолоевич, просили остаться. Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, могу сказать, что я постараюсь находить время и для общественной деятельности. Пока только до ежегодной конференции (съезда) Конгресса, которая по традиции проходит в конце года. А там посмотрим…